Статья
Невротическое заикание у детей.
Заиканием
называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами
мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу
распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание
наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей. У
мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. По данным разных авторов, это
соотношение колеблется от 2:1 до 10:1. Расстройство чаще всего развивается в
возрасте 4—5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи,
связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать
особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение
заикания возможно и в более раннем возрасте, в частности в период
становления речи, т. е. на 2— 3-м году жизни.
Причинами
возникновения невротического заикания могут быть как острые (шоковые и
субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее
волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа,
например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные
психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное
воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами
являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи,
прежде всего заиканием. Невропатические состояния встречаются примерно в
20%, а идентичная наследственная отягощенность в 17,5% случаев
невротического заикания. Важное значение в происхождении заикания
принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному
«речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп
речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой
деятельности, двуязычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к
речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в 60,8% случаев невротического
заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит
наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником
подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической
фиксации.
Патогенез
невротического заикания, как и заикания вообще, мало изучен. Высказывается
предположение о роли описанного И. П. Павловым механизма «изолированного
больного пункта» в коре головного мозга, ведущего к расстройству
деятельности речедвигательной системы. Однако данный механизм не объясняет
происхождения судорожного компонента заикания. Определенная роль в
патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму
патологической фиксации физиологических задержек и запинок речи,
свойственных детям в период становления и развития речи, т. е. в возрасте 2—
4 лет. Существование этого механизма нашло отражение в специальном термине
«заикание развития».
В генезе
невротического заикания в результате острых шоковых и субшоковых психических
травм, сопровождающихся аффектом испуга, вероятно, играет роль механизм
патологически устойчивой условно-рефлекторной связи. Относительная частота у
заикающихся сопутствующих расстройств общей и речевой моторики, которые
усиливаются в состоянии аффекта и проявляются в нарушениях координации
тонких движений, явилась источником предположения о роли в патогенезе
заикания вообще «фацио-букко-лингвальной диопраксии». Закреплению речевой
судороги при невротическом заикании способствует механизм развития моторного
автоматизма.
Избирательность
нарушения речедвигательной функции при невротическом заикании, по-видимому,
объясняется наличием врожденной или приобретенной функциональной (а
возможно, и структурной) недостаточности систем, обеспечивающих моторные
компоненты экспрессивной речи. В пользу этого говорит относительная частота
нарушений общей и речевой моторики у ближайших родственников детей,
страдающих заиканием.
Клиника
невротического заикания характеризуется ведущим синдромом заикания с
преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в
дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным присоединением
тоникоклонических судорог в артикуляционной мускулатуре. Часто отмечаются
скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого
дыхания, различные сопутствующие речи, дополнительные движения в мышцах
лица, шеи и конечностей. Сравнительно быстро, спустя несколько месяцев или 1
— 2 года после возникновения заикания, появляется более или менее выраженная
реакция ребенка на дефект речи; дети начинают замечать его, стесняются
говорить в присутствии посторонних, отказываются от устных выступлений на
утренниках. Позднее, в школьном возрасте, а особенно часто у подростков
возникает страх речи — логофобия, который значительно усиливает заикание при
волнении и психическом напряжении, в частности при вызове к доске в школе.
Выраженная логофобия, наблюдаемая в основном в пубертатном возрасте, может
вести к полному отказу подростка от устных ответов в школе, что является
источником школьной дезадаптации, снижает уровень усвоения школьной
программы и становится дополнительным источником переживаний
неполноценности у подростка.
Для
невротического заикания характерно выраженное непостоянство его
интенсивности — от резко выраженного заикания, делающего практически
невозможным речевой контакт, до почти совершенно плавной и незатрудненной
речи. Как правило, усиление заикания происходит в условиях эмоционального
напряжения, волнения, усиления ответственности, а также при необходимости
вступать в контакт с незнакомыми лицами. В то же время в привычной домашней
обстановке, при разговоре с друзьями заикание может становиться почти
незаметным. Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими
невротическими расстройствами: страхами, колебаниями настроения, -
расстройствами сна, тиками, энурезом и т. д., которые нередко предшествуют
возникновению заикания.
Динамика заикания
может быть различной. Начальный этап может протекать в форме острой
невротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоковой
реакции, связанной с сильным испугом, особенно в случае развития
реактивного мутизма. При длительных психотравмирующих ситуациях, а также в
условиях неблагоприятного «речевого климата» начальный этап проявляется
преневротическим состоянием с эпизодически возникающими запинками в речи.
Чаще заикание возникает у детей с нормальным или ускоренным развитием речи.
В дальнейшем происходит либо обратное развитие заикания, либо его фиксация
на основе закрепления моторного речевого автоматизма. Во втором случае
развивается невротическое состояние с синдромом заикания. В структуру
невротического состояния (логоневроза), помимо заикания, входят
астенические, фобические, субдепрессивные, соматовегетативные компоненты.
Течение имеет волнообразный характер с периодическим усилением заикания и
сопутствующих ему невротических расстройств под влиянием различных
психотравмирующих воздействий и эмоционального напряжения, например в
начале школьного обучения, в период экзаменов.
Усиление заикания
и усложнение невротического состояния, как правило, наблюдаются в
пубертатном возрасте, особенно в период с 15 до 17 лет, что связано с
пубертатными сдвигами в организме, а главное — с обострением реакции
личности на дефект речи. В этом возрасте резко усиливается логофобия,
появляется более или менее стойкий субдепрессивный сдвиг настроения,
возникают разнообразные астенические и соматовегетативные нарушения. На этой
основе у подростков с акцентуацией характера тормозимого типа, а также
соматически ослабленных может возникать невротическое формирование
(развитие) личности, в структуру которого наряду с заиканием входят
пониженный фон настроения и патологические изменения характера с
преобладанием астенических или псевдошизоидных черт. Таким образом,
невротическое заикание во многих случаях имеет затяжное, рецидивирующее
течение.
Однако, несмотря
на возможность неблагоприятной динамики с переходом в невротическое
формирование личности в пубертатном возрасте, сам синдром заикания
обнаруживает четкую тенденцию к сглаживанию и даже исчезновению в
постпубертатном периоде. Число случаев «рецидуального заикания» у лиц в
возрасте 25 лет составляет Yip от числа заикающихся в подростковом и
юношеском возрасте. По-видимому, это связано с несколькими моментами:
возрастным созреванием системы речедвигательных механизмов головного мозга,
компенсаторными явлениями, включая использование больными различных приемов,
маскирующих заикание, а также с обратным развитием резидуальноорганической
церебральной патологии, лежащей в основе неврозоподобного заикания.
Невротическое
заикание необходимо в первую очередь дифференцировать с неврозоподобным
заиканием, возникающим в связи с резидуальноорганическими и соматогенными
нарушениями деятельности головного мозга. Неврозотюдобное заикание
развивается чаще постепенно, исподволь, начинаясь с так называемых запинок
на фоне более или менее выраженных проявлений задержки речевого развития
(замедленный темп, косноязычие и т.д.). При нем часто отсутствуют указания
на испуг или другие психотравмирующие переживания, предшествовавшие
возникновению заикания. Само неврозоподобное заикание характеризуется с
самого начала преобладанием клонотонического судорожного компонента в
артикуляционных мышцах, частым наличием сопутствующих тикообразных
гиперкинезов. Реакция личности на дефект речи часто вплоть до пубертатного
возраста отсутствует — больные не стараются скрыть его, мало пользуются
специальными логопедическими приемами, маскирующими дефект речи.
Неврозоподобное
заикание обычно проявляется на фоне органических черт психики (инертность,
затрудненная переключаемость, импульсивность, преобладание эйфорического
фона настроения) и сочетается с другими неврозоподобными расстройствами
(тиками, энурезом), церебрастеническими симптомами и рассеянной
неврологической симптоматикой. Лабораторные исследования часто выявляют
изменения по органическому типу на ЭЭГ, признаки компенсированной
гидроцефалии на рентгенограмме черепа. Динамика неврозоподобного заикания
отличается относительной монотонностью, отсутствием резких колебаний в
интенсивности заикания, свойственных невротическому заиканию, ухудшением
состояния речи под влиянием инфекций, травм и других соматических
заболеваний.
В пубертатном
возрасте в связи с относительной редукцией резидуальноорганических
церебральных нарушений и появлением реакции личности подростка на дефект
речи и связанные с ним затруднения социальной адаптации ограничение
нерозоподобного заикания от невротического становится более трудным.
Дифференциации помогает тщательное изучение данных анамнеза, особенностей
течения заикания и динамики нервно-психического состояния в целом. Следует
учитывать, что невротическое формирование (развитие) личности нехарактерно
для больных неврозоподобным заиканием.
Значительно
меньшее внешнее сходство с невротическим заиканием имеет органическое
заикание, обусловленное органическим поражением головного мозга и
представляющее собой гиперкинез с насильственными сокращениями
артикуляционных мышц, который сочетается с гиперкинезами мышц шеи и
конечностей, грубыми нарушениями дыхания и фонации, дизартрией. Эта форма
заикания отличается особой стойкостью, резистивностью к терапии. У больных с
органическим заиканием, как правило, имеет место психоорганический синдром,
нередко с интеллектуальной недостаточностью. Реакция личности на дефект речи
обычно отсутствует.
Невротическое
заикание дифференцируют также с так называемым спотыканием (poltern
зарубежных авторов). В последнем случае имеет место не расстройство речи
судорожного характера, а разнообразные нарушения темпа и ритма речи
(ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму), сочетающиеся с
нарушениями артикуляции (смазанность речи), голоса (неожиданные колебания
громкости, монотонность), а также с затрудненным нахождением слов, нечеткой
формулировкой фраз, беспорядочной перестановкой смысловых ударений. В генезе
спотыкания основная роль отводится остаточным явлениям раннего органического
поражения головного мозга. Заикание как сопутствующее невротическое или
неврозоподобное расстройство может встречаться также у больных различными
психическими заболеваниями: шизофренией, эпилепсией, олигофренией.
В.В.Ковалев. – Психиатрия детского возраста. Москва.
Устройство "Золотой голос" высылается наложенным платежом из Москвы;
По городу Москва выезд курьера-демонстратора (бесплатно).
Телефон: +7-916-373-10-27; E-mail:
zolotoygolos@mail.ru
Посмотреть стоимость можно на странице "Контакты" и
"Техническое описание" |
|